— Короче, если с самого начала, то дело
было так. Мы тогда с Дэвидом и Люси пошли в зоопарк.
— С кем, с кем?
— Всё с тобой ясно, — сказал я. — Ты и их не
помнишь.
Я достал из кармана фотку.
— А, это вот это твоя эта... Девчонка?
— Да нет же, блин! Это Люси Ярсон. А это
Дэвид Вейнер. А это я. В смысле — ты. Себя-то узнаёшь?
— Ну узнаю, — подозрительно прищурился
Жора.
— А она вот, — я достал ещё одну фотку. На
ней была девушка с микрофоном.
— Д-да, ничего...
— Возьми себе обе. Возьми, я говорю! Как ты
иначе будешь ориентироваться на всей территории?
— На какой территории?
— На всей территории. Ну, то есть... Я,
например, не знаю, о чем ты думаешь. Ты не помнишь то, что я помню. И значит,
чтобы на всей территории ориентироваться, надо обмениваться информацией
как-то... Ладно, это не важно пока. Короче, пошли мы...
— Тебя как зовут-то?.. — произнёс Жора с
такой интонацией, с которой говорят «идиот».
— Юра. Пошли мы, короче, с Диманом и Люси в
зоопарк. Вот. А её я ещё в троллейбусе заметил, когда мы туда ехали. Когда я
буду говорить «я», я буду подразумевать «мы». Ведь мы же
тогда с тобой были одним организмом. Имей это, пожалуйста, в виду. Ну вот, и она
мне сразу... Ну, понимаешь? Ну, глаза такие у неё... Блин, ну волосы, прямо как
я не знаю, блин, ну, вообще, такое необычное, блин, красивое, короче, ну, лицо и
вообще, короче, блин, как это как... Блин...
— Ну чё ты всё «блин» да
«блин»! Ты нормально скажи, по-русски! Или по-английски, — усмехнулся
Жора.
— Свит кэнди.
— А, ну... — Жора посмотрел на фотку. — Тут
я с тобой согласен.
— Ну вот, оказалось, что они тоже в зоопарк.
Ну, она была с мамой — с папой, и сестрёнка ещё маленькая... Короче, мы за ними
ходили по всей территории. Зоопарка, в смысле. Причём, не специально, а как-то
так само получалось, что я не терял её из виду. На ней был интересный
обтягивающий костюм — под цвет шкуры леопарда. И она так привлекательно
смотрелась в нем, что я не знаю... Блин... Ладно, короче, не важно. Кстати, это
Диман назвал её Пантерой. В общем, так мы гуляли там часа два, взяли чипсов,
колы. Диман с Люсей ещё прикалывались, как бы бегемоту кинуть в пасть штук сто
упаковок чипсов. Невскрытых, естественно. Ну, потом, после бегемота пошли там
всякие страусы... Да! Тапир там был, с таким длинным-предлинным, до самой
земли...
— Так, Юра. Тапир, страусы — это всё
здорово, я понимаю, но давай ближе к делу всё-таки.
— Так я и ближе к делу. Короче, допили мы
пиво, возвращаемся обратно, мимо страусов опять, и там стоит такой комплекс
всякого добра: ларьки разные, игровые автоматы...
— Подожди, там же бегемот был?
— Это раньше там был бегемот, а теперь там
игровые автоматы.
— Как это так может быть?
— Хм... Не задумывался. Возможно, когда мы
отошли, пространство как-нибудь извернулось... Да нет, скорее всего, это мы,
наверное, немного не туда... Уф-ф, дался тебе этот бегемот... Аж жутко стало...
— я на мгновение задумался и вспомнил точно: — Да, так и есть. Бегемот — это
немного там, а ларьки — вот...
— А где...
— Ну как я тебе объясню? Внутреннюю карту
надо иметь. Я вообще всегда запоминаю местность в виде карты. Очень полезно:
жутко помогает ориентироваться на всей территории — никогда не ошибёшься.
— Да нет, Пантера твоя где?
— Ну где — в голове... А, в смысле —
Пантера? Она как раз — смотрю — стоит с микрофоном и поёт под караоке — ну, там
караоке ещё было. Что-то есть в ней такое, итальянское... Ты не представляешь
себе, какой у неё голос! Это как бы тебе... Как же, как же... Блин...
— Да верю я тебе, верю! — раздражённо и
ехидно прервал меня Жора. — Не надо, не начинай опять! Ты бы тогда вот взял бы и
познакомился с ней. Спел бы с ней, что ли!
— Диман мне, кстати, то же самое говорил, —
ответил я. — И я даже решился. И, по-моему, даже пошёл к ней. Но на полпути я
увидел, что у заграждений стоит Джон Блин и подзывает меня. Ну, я подошёл...
— А это ещё что за сухофрукт?
— Джон Блин — ну он такой... Самое обидное,
что я-то его знал! Не скажу, чтобы он был мой самый близкий друг, но... Ты его,
короче, узнаешь, если увидишь... Ну вот, и начал он мне заяснять, чтобы, значит,
я не лез не в своё дело, не моего ума, дескать. Нефиг к ней клеиться, типа.
Пантеру, кстати, зовут Кэтти. Я ещё подумал: «Свит Кэтти». И, короче,
мы с ним поругались — он уже злой такой стоит. И говорит, что, дескать, если я
не трус и всё такое, то он меня, типа, на дуэль вызывает, вроде как. И место
назвал, где будем разборки устраивать — возле Зиккурата — ну, знаешь, где
Зиккурат? Чтобы я вечером приходил, сказал. И ушёл. И ты прикинь, какой гад —
из-за его болтовни я не заметил, когда Пантера ушла! Даже не зафиксировал на
внутренней карте... Кстати, на внутренней карте у меня написано — прикинь! —
«пан терра»! Ну, это значит «вся земля», «вся
территория». Прикинь, да?!
— Ну и что?
— Как — что?! «Пан терра» написано
на моей карте!
— Ну и что, что?
— Не понимаешь... — огорчился я. — Я,
правда, тоже не понимаю...
— Ну ладно, — сказал Жора. — А дальше-то
что?
— Всё, как видишь...
— Как это — всё? Ты мне зачем это всё
рассказывал, я не пойму?
— Ты что, и теперь не помнишь? — удивился
я.
— Нет, с чего бы? — ухмыльнулся Жора.
— Вообще-то, да... — вздохнул я. — Ну,
слушай дальше. Вечером я пошёл к Зиккурату. Потому что теперь только Джон Блин
ещё как-то мог помочь мне найти Пантеру. Он действительно сидел там — недалеко
от шоссе, в овраге, в сырости и комарах, злой, хмурый. «Ну что, — говорит,
— один из нас теперь должен умереть». Я смотрю, а у него там валяется
какой-то странный инструмент — не понять, на что похожий. Топор на двухметровом
топорище — что-то вроде того. Только сам топор — он не плоский, как обычно, а
перекрученный как бы вокруг себя. Как бур, что ли? Как винт Архимеда, только
всё-таки как топор при этом. Я говорю: «Знаешь, давай без этого. Давай
по-человечески поговорим. А то что же — если я тебя убью, то не знаю, как потом
жить буду. Я никогда никого не убивал. С другой стороны — сам я умирать тоже не
хочу, я не готов к этому». А он говорит: «Тогда монету бросим. Если
орёл — я тебя на фиг прибью и всё. Ну а если решка — тогда ты мне по башке
долбанёшь». И топор мне протягивает. А другой рукой подбрасывает монету. Я
ещё сообразить ничего не успел, а он тут хватается за топорище второй рукой,
размахивается и прямо мне по темени — хрясь! Топор, видать, острый у него был —
я так ничего и не почувствовал. Моментально на две части развалился. Так вот,
одна часть — это я, я так себя и чувствую, как «я». А другая — это ты.
Нас просто раскололи на два куска.
— Так не бывает, — сказал Жора после паузы,
но не очень уверенно. — Бред полный.
Я ответил:
— Не может быть сомнений, что ты — это ты, а
я — это я. Когда я пришёл в себя, Джона Блина уже не было — смылся. А ты как раз
встал и пошёл куда-то. Я тебе ничего сказать не мог в тот момент, да ты бы
ничего и не услышал. Мы же оба были как оглушённые. А теперь я догадываюсь: это
ты вызвал «скорую». Ну не Джон же Блин!
— «Скорую» я, в принципе, мог
вызвать сам себе, — сказал Жора. — Хотя я это не очень помню... Но ты-то тут
причём всё-таки?
— Ну... Да блин, хотя бы фотка вот эта с
твоей рожей! С моей, то есть. Она же — вот! Откуда она, по-твоему? Фотка-то
есть!
Жора задумался.
— Ну и что... — наконец выдавил он.
— Фотка есть, — повторил я.
— Ну и что, что? Что из этого, что она
есть?! Это разве аргумент? Может, она только для нас с тобой есть, а на самом
деле её нет!
— То, что есть для тебя, есть и на самом
деле!
— С чего бы вдруг?
— А как же иначе! Что тогда вообще есть
«на самом деле»?
— Да погоди ты, философ! Я просто говорю,
что то, что есть для нас, — не факт, что есть для других. Ты же сам говорил, что
каждый видит не всю территорию. Правильно же?
— Правильно, — сказал я. — Один может не
видеть того, что видит другой. Но уж если он видит что-то, то оно действительно
есть. Независимо от того, видит другой это или нет.
— Это почему же?
— Ну территория-то одна! Земля-то одна! Для
всех! И не может такого быть, чтобы что-то было, и его одновременно не было.
Хвост ведь — он или есть, или его нет.
— Да как это можно разрубить человека
напополам и получить двух целых людей?! — заорал Жора. — Ну ты покажи мне,
как?!
— Ну что ты от меня хочешь? Ну не знаю я! Не
видел со стороны, снаружи. Самому интересно, что ты... Но вот бактерии же
делятся на две части и остаются целыми... Не знаю...
— Но ведь мы с тобой совсем не похожи. А
должны тогда уж, по логике-то!
— Ну не знаю, не знаю. Как видишь, не
обязательно.
По лестнице к нам поднимался Джон Блин. С
перевязанной головой, весь дёрганый какой-то, будто даже частично парализованный
— я не понял, почему он такой. И незаметно исчез. Пропал куда-то.
Жора действительно сразу узнал его.
— Сигареты не будет? — спросил Джон
Блин.
— Сигарету тебе, ага?! — рявкнул Жора,
нахмурившись. — После всего!
— После чего? Я-то тебе чего сделал?
— Топором по башке — вот чего! Мало не
показалось!
— Ты совсем идиот или прикидываешься?! —
завопил Джон Блин. — Топором по башке — это мне, вообще-то, от тебя прилетело!
Видишь, что получилось! В дурдом нас обоих! У меня-то и правда крыша съехала —
мозги последние выбил. А тебя, видно, за компанию. Как невменяемого, — злорадно
оскалился Джон Блин. — Перепугался, наверное, истерику закатил...
— Ну, ты сам же этого всего хотел... —
буркнул Жора. — Куда?!!
Неожиданно Жора сориентировался на всей
территории, где он находится. Лестничная площадка между вторым и третьим этажом.
Ниже коридор и палата 202. А всё это — трёхэтажный корпус психушки. А вокруг —
территория и контур — забор. А вокруг него — роща, и дальше — город. А там —
целая куча деталей. Зоопарк, например. «Свит Кэтти, блин! Джон, блин! —
подумал Жора. — А, вот почему Джон Блин!..»
— Ю... Юра! — позвал Жора.
Рядом стоял какой-то мужичок.
— А ты — то по-русски, то по-английски.
Забавно! — сказал он.
Мужичок курил «Беломор». Странно:
на пачке почему-то была нарисована вся карта СССР, а не тот кусок, который
бывает обычно. Жора пригляделся: вместо надписи «Беломорканал» было —
«Pan terra». Жора вспомнил почему-то, что где-то рядом на стене висел
план эвакуации при пожаре. Посмотрел — и там тоже было: «Pan
terra».
— Жора потерял себя, — сказал Жора. — Жора
не могу говорить о себе «я», потому что Жора — это не я, а я исчез. А
это неправильно как-то. Ведь так же не должно быть?
Мужичок ничего не ответил.
Жору вдруг осенило: «А Жора ещё думаю,
почему никак накуриться-то не могу!» Он попытался пересчитать сигареты в
пачке, но ему это не удалось. Как только Жора передвигал сигарету пальцем, она
проваливалась в стенку и появлялась с другой стороны, и непонятно было, то ли
это две разные, то ли одна, то ли та, которую уже считал? А на ощупь не
чувствовалось ни одной — было пусто.
— Вот как это понять? А, отец?
— Галлюцинация, наверное. Можешь выкинуть, —
равнодушно сказал мужичок, даже не посмотрев.
Жора оглянулся. Джон стоял в углу, изображая
из себя калеку, и смотрел Жоре в глаза. Жора показал ему кулак, но Джон
продолжал стоять.
— Пачка сигарет — она есть и её одновременно
нет. Это только полные шизофреники считают, что «земля одна»,
«для всех». Вот же доказательство! Жора вижу предмет, а его на самом
деле нет. Причем Жора-то знаю, что он точно есть, а ты, отец, его не видишь.
Дуализьм, бляха-муха! И где тогда истина? Жора думаю, что и так, и так
правильно. Просто смотря откуда посмотреть, с какой точки зрения. Разные системы
отсчёта, короче. Понимаешь, в чём дело? То, что Жора вижу — это одно. То, что
Жора знаю — это другое. То, что Жора думаю — это третье. Это ведь совсем разные
вещи! Почему Жора должен видеть то, что должен? Жора не должен видеть то, что
должен!.. Странно как-то — «не должен то, что должен». Просто —
«не должен»... Так. Тогда получается — «Жора не должен
видеть». Как — вообще, что ли? Получается так... Странно тогда, почему же
Жора вижу всё-таки? Раз не должен. Видимо, на свой страх и риск. Никто не
отвечает за истинность того, что Жора вижу. Чему же тогда Жора удивляюсь? Раз
такое дело, Жора ничему не должен удивляться. Как, опять — «не
должен»? Нет, стоп, хватит. Не удивляюсь, и всё.
Тут Жора заметил, что лежит на полу.
«Упал, что ли? Видимо, да, потому что
больно. Встать бы... Хотя, нет: надо вначале додумать мысль, а то забуду...
Пантеру надо найти, вот что! Раз уж она так поразила моё «я». Не, ну
ты подумай сам, Жора: влюбился в девчонку и угодил из-за этого в психушку! Ну
нормальный человек, нет?.. Шизофрень какая-то. Шизофрения, Жора хотел сказать...
Шизофрень, шизофрения...»
Жора залез обратно на койку, поправил синее
шерстяное одеяло, взял газету, но читать было жутко неинтересно. Просто воротило
от скуки. Глаза читали, а понять почти ничего не получалось. И не хотелось. К
тому же, при попытке Жоры углубиться в чтение, что-то начинало активно летать
вокруг, перед глазами, перед ушами, мешать...
— Юра, а Юра! Ты меня слышишь? Ты...
здесь?
Да здесь я, здесь. Ты, между прочим, тоже
Юра.
— Не люблю, когда меня Юрой называют, —
сказал Жора.
Двое психов с любопытством покосились на
него, остальным было всё равно.
Ладно... Пойми ты: если мы с тобой будем
вслух разговаривать — это ж получается, что ты сам с собой разговариваешь. То
есть я... И тем более, если мы будем друг на друга орать, то нас... То есть тебя
никогда отсюда не выпустят. Мы должны слиться с тобой воедино. Мы же один
человек. А один человек не должен отделять себя от себя. И разговаривать с
собой. По крайней мере, вслух. Кстати, щас пойдём на обед. Так вот: жрать будем
поровну, а не так, чтобы ты всё один схавал, как обычно. Понял?
— А ты не обломишься, сволочь! — Жора сжал
кулаки и помял края газеты.
Не хами. По морде получишь, и очень даже. А
смирительную рубашку, между прочим, на тебя наденут. Это-то тебе ясно или нет?
Погоди, не переворачивай, я не дочитал... От меня не убежишь. Шизофреник чёртов!
Понял?